Негативный отзыв с моего семинара или Как оценивать маркетологов и рекламистов

Post image for Негативный отзыв с моего семинара или Как оценивать маркетологов и рекламистов

На прошлой неделе провел семинар. В этот раз на нем присутствовало большое количество менеджеров по рекламе и маркетингу.

И от одного из них я получил следующий отзыв:

“…В целом семинар ничего нового лично мне, как специалисту, не дал. Практически всё, что я в тот день услышала, можно прочитать в открытых источниках. Впрочем, приведенные в качестве примеров кейсы заставили задуматься о том, что можно изменить в моей работе. Но, если честно, если бы я платила за семинар из своего кармана, мне было бы жалко потраченного времени и денег…”

Казалось бы, отзыв как отзыв. Человеку семинар не понравился потому, что он руководитель отдела продвижения и специальных проектов (так называется его должность) ничего нового не услышал. Резонно предположить, что в его фирме уже успешно функционирует система продаж и внедрено порядка 50 стратегий повышения прибыли, о которых шла речь на мастер-классе.

Я не поленился и решил узнать, так ли это на самом деле: позвонил под видом потенциального клиента в офис и зашел на сайт фирмы (на семинаре мы подробно разбирали тему “Продающий сайт”).

Как и следовало ожидать, компания “всезнающего руководителя отдела продвижения и специальных проектов” работает так же, как и все на ее рынке: та же беззубая реклама, совершенно не продающий сайт и ответы по телефону в режиме “справочной службы”.

Получается интересная ситуация: за сотрудника заплатили, чтобы он узнал новые стратегии повышения прибыли для компании (в идеале – чтобы еще и успешно внедрил их после семинара). А он говорит, что и так всё знает. Но раз ты и так все знаешь, так почему ничего не сделал для фирмы, в которой получаешь зарплату?

  • Почему у тебя на сайте нет сбора контактов потенциальных клиентов?
  • Почему нет четкого торгового предложения на главной странице?
  • Почему нет многошаговых продаж?
  • Почему нет отстройки от конкуренции по цене?
  • Почему нет четких скриптов для сотрудников, отвечающих на телефонные звонки?
  • Почему нет всего того, о чем было рассказано на семинаре и о чем ты написал “…ничего нового лично мне, как специалисту, не дал…”?

Почему менеджеры по маркетингу не делают свою работу?

Я вижу один ответ на мои “почему”.

Потому что лично ему это НЕ НАДО. Зарплата капает, айфон в кредит есть, жизнь удалась!

Как такие всезнающие сотрудники спокойненько получают зарплату в компании, работающей на высококонкурентном рынке, где, казалось бы, они должны грызть землю, чтобы привлекать новых клиентов?

Очень просто.

Во многих фирмах нет четких критериев оценки работы специалистов по маркетингу и рекламе.

Судите сами, как обычно оценивают их работу:

  • Рекламу размещает? – Да.
  • Счета от рекламных фирм приносит? – Да.
  • Макеты от дизайнеров дает на согласование? – Да.
  • “Креативные” акции придумывает (в “открытых источниках в Интернете” находит)? – Да.
  • Статьи на сайт и в корпоративный ЖЖ пишет? – Да.
  • В итоге рекламный бюджет регулярно осваивает? – Да.

Все!!! Что еще от него требовать?

Менеджер или маятник?

По сути сотрудник выполняет функцию маятника между рекламными фирмами и директором.

Вы менеджера-маятника нанимали?

Или специалиста, который разбирается в том, как за минимальные деньги наладить максимальный входящий поток потенциальных клиентов?

Если второе, то предлагаю следующие критерии оценки работы менеджера по рекламе и маркетингу:

  1. Количество входящих запросов от потенциальных клиентов: чем их больше, тем эффективнее работает сотрудник.
  2. Сколько затрачено денег сотрудником за входящие запросы из п. 1: чем меньше денег мы тратим на привлечение новых клиентов, тем эффективнее работает наш специалист.

А теперь ближе к практике

Сайт
Если менеджер отвечает за сайт, то он не просто докладывает о его посещаемости, а еще регулярно отчитывается по следующим пунктам:

  • сколько за прошедший месяц было получено с сайта заявок и/или телефонных звонков
    от потенциальных клиентов;
  • во сколько обошелся компании этот входящий поток;
  • какой процент из тех, кто обратился, стал реальным клиентом;
  • сколько в итоге в среднем стоило привлечение одного клиента через сайт.

Реклама в СМИ
Если менеджер дает рекламу, например в журнале, то после размещения, помимо акта выполненных работ, он приносит отчет, в котором должно быть указано:

  • сколько поступило запросов от потенциальных клиентов конкретно с этого журнала;
  • сколько из них стали реальными клиентами;
  • сколько стоило в среднем привлечение каждого из них;
  • стоит ли в дальнейшем использовать данный журнал для привлечения потенциальных клиентов и почему.

Вы скажете, а каким образом он все это сможет подсчитать и отследить?
Ответ на этот вопрос должен дать ваш специалист по маркетингу и рекламе. На то он и специалист. Ответы о “невозможности отследить имиджевую рекламу” не принимать. Пусть учится делать НЕ имиджевую. Если все равно не знает, то пусть учится:

  • узнает из “открытых источников”
  • или на семинаре тех специалистов, кто знает и умеет это делать.

Что делать?

Если вы нанимаете специалиста по маркетингу или рекламе, вам необходимо определиться, что в результате его работы вы хотите от него получить и как это измерить.

Обычно специалист по маркетингу и рекламе должен отвечать за входящий поток потенциальных клиентов для отдела продаж.

Отсюда мы имеем следующие показатели:

  1. Количество запросов от потенциальных клиентов:
    • с разбивкой по каналам
    • и с разбивкой по рекламным кампаниям (акция “Купи товар N и получи в подарок товар Y” дала X запросов от потенциальных клиентов).
  2. Стоимость их привлечения (по каналам и акциям).

Пример ежемесячного отчета вашего менеджера по маркетингу

Источники привлечения клиентов Затраты рекламного бюджета, руб. Кол-во поступивших обращений, звонки Продажи, штук Стоимость 1 входящего обращения. руб. Стоимость 1 продажи, руб.
Сайт 6000 15 5 400 1200
Журнал N 25 000 25 4 1000 6250
Группа Вконтакте 1400 7 1 200 1400
Баннер в справочнике 2ГИС 5000 50 5 100 1000
ЖЖ 0 3 0 0 0
Всего 37 400 100 10 374 3740

Пример ежемесячного отчета вашего менеджера по маркетингу.

Что мы видим из этого отчета?

  • За месяц было потрачено 37 400 рублей рекламного бюджета + зарплата сотрудника (в том числе оплачено его время на ведение ЖЖ).
  • За эти деньги мы получили 100 обращений, заплатив за каждое 374 рубля.
  • Из них 10 продаж. При этом, чтобы продать товар одному клиенту, в среднем было потрачено 2493 рубля.

А дальше, исходя из экономики вашего бизнеса, вы смотрите, насколько вам рентабельны такие показатели, и ставите планы специалисту по маркетингу и рекламе на следующий месяц: сколько привлечь потенциальных клиентов и по какой цене.

Где взять таких сотрудников?

Предвижу ваш вопрос о том, где брать таких “толковых” специалистов, которые умеют создавать входящий поток потенциальных клиентов, затрачивая минимальные деньги.

Мой ответ и простой и сложный одновременно: директор должен сам знать на уровне стратегий и технологий, как создавать такой поток в своей компании, а специалист должен уметь внедрять эти знания своего руководства. В конце концов кто ответственен за прибыль в бизнесе?

Поэтому я свои семинары ориентирую именно на тех, кому “больше всех надо” – на руководителей и собственников, которые хотят знать стратегии повышения продаж. Чтобы потом при необходимости поручить внедрять полученные алгоритмы своим сотрудникам – менеджерам по маркетингу и рекламе.

Поспорить или задать вопросы можно в комментариях ниже.

Поделитесь с друзьями


  • Наталья

    Эк вас зацепило то) Ну, значит не зря я таки написала правду, а ведь хотела отмолчаться. Да, вы всё очень верно про сайт говорите, и почти все ваши замечания принимаю — сайт это вообще моя главная головная боль, и там ещё работать и работать. Однако, кое с чем в вашем посте я категорически не согласна. Я ведь вовсе в своем отзыве и не утверждала, что я супер-специалист, которому ничему учиться не нужно. Было бы не нужно, я бы не уговорила руководство потратить деньги на ваш, Достан, семинар. И не пошла бы на него, потому что для меня время — это действительно деньги, причём не только мои, а фирмы, на которую я работаю. Но мне действительно, за небольшим исключением, ничего нового этот семинар не дал. Может дело в его формате, может в манере подачи вами информации. А может, всё же, как я и писала , стоило чуть увеличить стоимость, но сделать семинар длиннее на час. И побольше конкретных примеров — кейсов было мало. В результате всё получилось несколько скомкано и осталось впечатление, что главная задача семинара была продать присутствующим на семинаре руводителям фирм услуги вашей компании. Может, для рекламщиков вы иначе подаете информацию, не так — «галопом по Европам» и по верхам?
    А насчёт того, что директор должен сам всё знать, а специалист только внедрять — это, знаете в отрасли моей компании не всегда работает. Специфика другая, это не автосалон, не супермаркет и не бутик. И даже не парикмахерская, хотя тоже — сфера услуг.

    • Наталья

      И, кстати, про «подробный разбор» темы «Продающий сайт» это вы, мягко говоря, преувеличиваете. Не было там никаких подробных разборов. Времени на это попросту не хватило. А жаль.

  • Наталья

    И, кстати, спасибо за этот пост — я из него больше даже почерпнула, чем в тот день)

    • Dostan

      Наталья, спасибо Вам за откровенный отзыв после семинара.

      Он, дал мне как минимум одну идею поста для блога, а как максимум позволил увидеть какие еще элементы стоит добавить в маркетинг своих семинаров (например, убеждать руководителей посещать семинар вместе с сотрудниками, отвечающими за маркетинг и рекламу).

      На счет ваших вопросов по прошедшему семинару.
      1) в нем был блок ответов на вопросы, на котором вы не задержались, а другие участники получили конкретные рекомендации по каждой ситуации в их бизнесах.
      2) в конце семинара я также сообщил, что ВСЕ его участники могут бесплатно проконсультироваться со мной по темам, затронутым на семинаре, что многие из них СДЕЛАЛИ.

      Именно слово «сделать» — ключевое как для семинара, так и для этой статьи. Только внедрение приносит результаты — тем более, что 80% того, о чем была речь на семинаре не требует особых финансовых затрат. Пошаговый план «что делать» тоже был предоставлен (посмотрите презентацию, которую вы получили после него).

      Поэтому возьмите и сделайте хотя бы 10% того, что было на семинаре. Неважно, «новое» оно для вас или «не новое». Например, частично внедрите систему ключевых показателей системы продаж. Или скрипт ответа на входящие телефонные звонки со сбором контактных данных. Если получится, я буду только рад. Если не получится, сообщите мне и «докрутим» до результата.

  • Владислав

    Достан,
    1.скорей всего это ты так преподнес информацию что человек понял что он это знает и это не поможет в его работе.
    2.Во время кейсов ты не смог убедить человека что это работает,забыл про обратную связь?
    3.Не нужно было под видом тайного клиента звонить в компанию так как контролировать нужно было на прямую и спросить у этого человека что он конкретно применяет с тренинга, что работает что нет.Что бы выработать общею концепцию развития этого бизнеса.А потом можно было бы выступить в роли тайного покупателя.
    4.Ты пишешь Достан Мишелов увеличивает продажи в бизнесах с гарантией результата. В этом примере гарантий результата мы не увидели,тебе нужно поменять эту фразу.

  • http://lima-sv.com Валерий

    Все это понятно . Вы демонстрируете «идеальный вариант» который подходит не для всех видов предпринимательства . По крайней мере на определенном этапе развития фирмы не все это могут себе позволить. Держать огромный штат сотрудников которые будут заниматься вышеперечисленным могут позволить не все даже из среднего бизнеса не говоря уже о малом которых значительно больше. К тому же Вы не учитываете практику . Написать «как надо работать» это одно а как получается на самом деле это другое. Путем проб и ошибок каждый для себя делает свои выводы и на этом строит свою стратегию которая может да и в принципе должна отличаться от других. Мне например не все нужно на данном этапе из того что Вы предлагаете . И не со всем этим я согласен. Если грамотно работать то большая часть выше указанных работ не нужна а тем более платить лишним сотрудникам за «мышиную возню» это больше «панты» чем грамотное распределение функций между сотрудниками. К примеру — Почему у тебя на сайте нет сбора контактов потенциальных клиентов? Они есть в журнале. Почему нет многошаговых продаж? Они есть (на сайте их не видать) Почему нет четкого торгового предложения на главной странице? Если это услуга на заказ а не торговля на пример покрышками или макаронами то четкого предложения не будет. Почему нет отстройки от конкуренции по цене? Я ориентируюсь не на цены конкурентов а на рыночные и свое качество. А конкуренты пусть отвечают за свое качество. Можно еще 20-30 пунктов обозначить и взять для этих пунктов еще 15 человек в штат. Возникает вопрос — а КТО работать будет? К стати таких фирм хватает у которых на одного работника приходится три из «обслуги» и как правило это ведет к текучки кадров и мизерной зарплаты. Да ни так уж и много из этих фирм зарабатывают хорошо. Так что вывод сам напрашивается — «лучше меньше но лучше». Определенную статистику ведут многие но самое важное — работа над ошибками . Не все могут правильно и вовремя их исправить по разным причинам. А если менеджер все знает но не делает — наверно есть причины и мы их не знаем что бы делать выводы. Может это дело времени , денег или дело другого менеджера (со временем).

    • Dostan

      Валерий, спасибо за ценное замечание.

      Да согласен, в статье предлагается идеальный чек-лист для оценки менеджеров по рекламе и маркетингу. Это моя особенность — стремиться к максимальным результатам. Т.е. если уж наняли маркетолога или рекламиста, то пусть приносят директору не только счета от рекламных агентств, но и конкретные и измеримые результаты, желательно максимальные.

      В вашем случае, вы можете применить принципы оценки сотрудника к вашей деятельности, например к оценке сайта. Или просто задуматься и определиться: для чего вам сайт? Справляется он с этой задачей или нет? Как это можно измерить, чтобы иметь возможность УЛУЧШИТЬ выполнение задачи?

  • Анастасия Зайцева

    Вот хорошее короткое видео о том, почему в России менеджеры так отвечают на такие опросы.

    http://www.youtube.com/watch?v=uFn25KA9tVI

    Автор — Тигран Арутюнян, преподаватель executive MBA в АНХ. Я теперь это видео показываю всем своим сотрудникам, которых отправляю учиться. Накануне обучения.

    • Dostan

      Анастасия, отличное видео!

      Я сразу вспомнил фразу из отзыва одного из участников: «Семинар для Астрахани отличный, а вот для Москвы на 4 с минусом» :)

  • консультант

    Тигран Арутюнян умеет писать маркетинговый план по продукту?

Social comments Cackle

Предыдущая запись:

Следующая запись: